Почему США решили добиваться от России одностороннего разоружения

Пока только «Сарматы» все еще заставляют США считать Россию ровней себе  «Им важно сделать жест, отвергнуть договор, развязать США руки для достижения ядерного превосходства, о чем президент Трамп неоднократно говорил в свойственной ему безграмотной и весьма произвольной манере», – сказал газете ВЗГЛЯД политолог Алексей Арбатов, комментируя новую идею американских конгрессменов – добиваться от России одностороннего ядерного разоружения.

Конгрессмен Лиз Чейни и сенатор Том Коттон, представляющие Республиканскую партию, внесли законопроект, ставящий под вопрос продление Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), сообщил накануне ТАСС.

В соответствии с законопроектом, Штаты не должны продлевать СНВ-3, срок которого истекает в 2021 году, до тех пор, пока Москва в одностороннем порядке не откажется от новых систем вооружений. Американские парламентарии, судя по всему, имеют в виду те системы, появление которых Владимир Путин анонсировал 1 марта в послании к парламенту.

«Когда все эти проблемы рассматриваются через призму продолжительных нарушений Россией Договора о РСМД, становится ясно, что продление ДСНВ в настоящее время не отвечает интересам национальной безопасности Соединенных Штатов», – заявила Чейни.

Выступая в четверг в Принстонском университете, посол России в Вашингтоне Анатолий Антонов признал, что ДРСМД стоит «на грани развала». «Сегодня слышатся голоса о том, что ничего не произойдет, если США выйдут из ДРСМД, и при этом приводится пример, что более 15 лет тому назад Вашингтон вышел из Договора по ПРО и катастрофы, мол, не случилось. Не думаю, что правильно подавать картину в столь радужных тонах», – сказал Антонов, опять же напомнив, что 1 марта Путин представил новую систему вооружений, которую Москва была вынуждена разработать для сохранения стратегического баланса.

О том, в какой степени американские законодатели впечатлены развитием российских ядерных вооружений, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН академик Алексей Арбатов. 

Алексей  Арбатов (фото: 	Илья Питалев/РИА Новости)

Алексей Арбатов (фото: Илья Питалев/РИА Новости)

ВЗГЛЯД: Алексей Георгиевич, какой логикой руководствовались конгрессмены, увязывая между собой судьбу двух совсем разных договоров – РСМД и СНВ-3?

Алексей Арбатов: В своем законопроекте они пояснили, что имеют в виду те системы, о которых 1 марта перед Федеральным собранием говорил президент России, которые, по большей части, не подпадают под СНВ. Авторы законопроекта поставили вопрос: если эти системы предполагаются к развертыванию, то теряет смысл договор СНВ, потому что они будут развертываться вне договора СНВ.

Например, выступая 1 марта, Владимир Путин упомянул о межконтинентальной крылатой ракете с ядерной боеголовкой. Она не подпадает под ДРСМД, потому что это межконтинентальная ракета, а не средней дальности. Или суперторпеда огромной мощностью, дальностью, глубиной погружения, с мультимегатонной головной частью. Она не подпадает ни подо что. Или гиперзвуковая система «Авангард»: если она будет поставлена на тяжелую ракету «Сармат» или на ракету, не считающуюся тяжелой, тоже можно сказать, что она ни подо что не подпадает.

Эта ракетно-планирующая система не является ни самолетом-бомбардировщиком, ни баллистической ракетой. Большая часть ее полета проходит не по баллистической траектории, и она не является бомбардировщиком.

Конгрессмены об этом не говорят, может быть, даже об этом не знают. Но те, кто им помогал это писать, наверное, имели в виду, что решения о развитии новых систем, не подпадающих под СНВ-3, должны были Россией отменены. В противном случае США не будут продлевать договор, который охватывает эти системы.

ВЗГЛЯД: Пройдет ли этот законопроект через Конгресс? Известно, что даже внутри Республиканской партии нет единства вокруг продления СНВ.

А. А.: Законопроект должен быть согласован с сенатом, где преобладают республиканцы, и поэтому многое зависит от позиции администрации Трампа. Поэтому пока перспектива не ясна. Но нельзя исключать, что это решение будет в конечном итоге принято.

ВЗГЛЯД: Что надо делать России, если вдруг подобный законопроект пройдет?

А. А.: Россия будет исходить из того, что в 2021 году договор прекратит свое существование и начнется неограниченная гонка вооружений. США могут в силу специфики их стратегических сил очень быстро – в два и даже в три раза – нарастить количество боеголовок, потому что могут со складов и хранилищ вернуть на ракеты те боеголовки, которые частично были сняты в ходе сокращений по СНВ-3. Это за год можно сделать просто.

Москва не имеет такой возможности. Москва будет продолжать те программы, которые сейчас наметила, но уже, конечно, не соблюдая никаких ограничений и не уведомляя США о своих силах и планах.

Надо напомнить: американцы не были очень заинтересованы в СНВ-3 с точки зрения сокращения российских стратегических сил, потому что российские стратегические силы и так были ниже потолков СНВ-3. Даже сейчас по носителям Россия ниже установленного потолка в 700 единиц: у России их около пятисот.

Но американцы заинтересованы в этом договоре, потому что он предусматривает достаточно обширную систему верификации, контроля и проверки. То есть США имеют информацию о российских стратегических силах и планах их развития, что называется, из первых рук и более надежную, чем могли бы получить со спутников разведки и от разведывательной агентуры. Вот в этом был их главный интерес.

Но, наверное, в Конгрессе собрались такие люди, которые ничего этого не понимают. Им важно сделать жест, отвергнуть договор, развязать США руки для достижения ядерного превосходства, о чем президент Трамп неоднократно говорил в свойственной ему безграмотной и весьма произвольной манере.

ВЗГЛЯД: Логика законопроекта означает, что Москва должна в одностороннем порядке дополнительно разоружиться, а в обмен на эту одностороннюю уступку Вашингтон – так и быть – сделает одолжение и согласится просто продлить СНВ?

А. А.: Если вы внимательно прочтете законопроект, там сказано, что новые системы ядерного оружия, которые Россия обнародовала в президентском послании Федеральному собранию 1 марта текущего года, предусматривают целый ряд новых программ вооружений, которые не подпадают под СНВ-3. Потому что этот договор ограничивает определенные системы оружия.

Но большая часть из того, что рассказал президент Путин в марте, не подпадает под этот договор, то есть это находится за пределами его ограничений.

Если обнародование этих планов имело целью оказать впечатление на США и на Запад в целом, то эта цель достигнута. И мы сейчас видим результат. Они условием ставят согласие России или отказаться от этих проектов, или сделать так, чтобы они были ограничены текущим договором СНВ. Но еще при этом конгрессмены прихватили и тактические ядерные вооружения, которые находятся вне рамок ограничений, и сказали, что и тактические вооружения должны быть ограничены. Это, опять-таки, свидетельствует о том, что конгрессмены плохо представляют себе всю эту тематику, но политический запал у них сильный.

ВЗГЛЯД: То есть, с точки зрения американцев, мы больше не равноправные партнеры в сфере ядерного оружия? Раз они требуют односторонних уступок в обмен на «спасибо»?

А. А.: Американцы вообще не считают Россию равноправным партнером нигде, кроме одной сферы. И сфера как раз эта – стратегическое ядерное оружие. Здесь они считают Россию равным партнером. Россия здесь ни в чем не уступает США.

Источник